chudny_vinni (chudny_vinni) wrote,
chudny_vinni
chudny_vinni

Categories:
  • Mood:
  • Music:

Глазами моряка. Суэцкий канал.

Вышли из канала. Пишу о транзите. Немного приоткрою рутинную часть жизни моряка. Ведь это только в кино, да на картинке суда браво рассекают волны, будучи "сегодня здесь, а завтра там". На самом деле административные барьеры никто не отменял, с властями приходится контактировать постоянно. Ну, а фотки после приезда.

Многие знают о Суэцком канале то, что он разделяет Азию и Африку, что находится в Египте, что к его открытию Верди приурочил свою «Аиду». Я же расскажу здесь, каким канал виден мне, когда я смотрю на него глазами моряка. Опишу проход с юга на север, принципиальных отличий, зависящих от направления транзита нет.

Проход любого канала или пролива, так называемых узкостей, естественно отличается от обычного перехода по морю. Это и напряжение экипажа, и более строгие правила навигации, и повышенное наблюдение за обстановкой, механизмами. Среди иностранных моряков проход Суэца или Панамы даже считается высшим пилотажем. Просто они на наших реках не бывали.
Проход канала занимает обычно около 10-17 часов в зависимости от количества судов, готовых к проводке. Как правило в одном конвое идёт 15-20 крупных контейнеровозов, балкеров и танкеров. В день через канал проходит до 60 судов в обе стороны. Малотоннажные суда редки, так как экономически не очень выгодно везти малое количество груза через канал. Стоимость прохода колеблется от 8 до 12 долларов за тонну так называемого Suez Gross Tonnage, вычисленного специально для целей канала. Судно, на котором работаю я, имеет Suez GT 83000, то есть проход канала в одну сторону стоит до миллиона долларов. Цена зависит от разных факторов, таких как осадка, тоннаж, высота палубного груза, времени подачи заявки и своевременности подхода судна, наличия и количества опасных грузов и т.д.
Ведут судно лоцмана, которые меняются каждые 4-5 часов. Я хожу каналом с 2009 года и ни разу не видел молодых лоцманов. Все предпенсионного или пенсионного возраста. В качестве благодарности за свою работу, они всегда выпрашивают сигареты. С некоторыми из них можно поговорить, а некоторые угрюмы и молчаливы. Почти никто из тех, с кем мне удалось пообщаться, не живёт в Порт Саиде или Суэце, это крайние точки канала. Первый считается холодным городом, а второй грязным из-за промышленности. Хотя вся промышленность Суэца легко поместится на территории любого уфимского завода.
Перед тем, как конвой будет сформирован, суда накапливаются на якорной стоянке в Суэцкой бухте или на рейде Порт Саида (для прохода с севера на юг). За время стоянки на якоре на борт по очереди приезжают инспектор, агент и доктор. Агент это представитель компании-судовладельца или оператора, он забирает с судна пакет документов и отвозит их в офис властей, оформляя проход конкретного судна, он же подписывает там все счета от имени судна. Так же привозит и увозит меняющихся членов экипажа, если такие имеются, встречает и провожает их в аэропорту, селит в отель, если есть нужда. Инспектор приезжает и проверяет все те же документы, что агент отвозит властям. По сути, это представитель порта. Для чего они дублируют процесс проверки документов, мне непонятно. Доктор оформляет “Free Pratique” - справку, которая разрешает судну передвигаться по водам Египта, если члены экипажа здоровы. При этом людей никто не проверяет, а справка выдаётся на основании медицинской декларации, поданной капитаном. В этой декларации перечислены даты окончания медкомиссий экипажа, их вакцинаций, а также заявляется капитаном, что больных на судне нет, а лекарства, содержащие наркотические средства, находятся в капитанском сейфе. И доктор, и инспектор всегда  выпрашивают сигареты. В час ночи служба портового контроля начинает сообщать по рации судам  номера их очерёдности входа в канал и время, в которое на борт прибудет лоцман. Кроме лоцмана на судно поднимается суэцкий электрик и швартовная команда из 2-3 человек с лодкой. Электрик, контролирует прожектор на баке, установленный специально на время транзита, а швартовщики обычно ничего не делают, они необходимы «на всякий пожарный». В случае необходимости они на своей лодке заведут швартовы на берег. По окончании транзита они всегда выпрашивают сигареты, напитки, мыло и прочие мелочи. Проход начинается около 3 часов, суда следуют на расстоянии 1,5-2 мили друг за другом. С севера же идёт встречный конвой, который начал транзит около десяти вечера предыдущего дня. Эти два конвоя будут расходиться в озёрах Биттер, где северный конвой будет пропускать южный, стоя на якорях.
Когда идёшь каналом, то всегда есть ощущение напряжения, так как и канал не шибко широкий, и картины вокруг безрадостные в большинстве своём. О, это совершенно не тот Египет, который можно увидеть в Шарм-эль-Шейхе или Хургаде. Здесь, в Суэцком канале, всегда находишься между двух континентов, двух миров одной страны. С азиатской стороны гигантский пляж под названием Синайская пустыня, с африканской – более зелёный и обжитой берег. Очень часто можно наблюдать какие-то полуразрушенные строения. То ли их не доразбомбили, то ли не достроили. Мусора на песчаных берегах столько, что даже наши свалки меркнут. Не везде так, например, когда проходишь городок Исмаилия, то он выглядит достаточно цивилизовано. Но, это лишь подчёркивает общую угнетающую картину.
Поскольку объект режимный, регулярно попадаются военные части, патрули. Через определённые промежутки расставлены будки часовых, рядом с которой одинокий солдат то бродит, что-то пиная, то сидит и скучает, а если мимо едет машина с офицером, то он тут же вытягивается «во фрунт». Вообще, у меня сложилось впечатление, что, если вся египетская армия похожа на то, что я видел на берегах канала, то израильтянам, начнись война с Египтом,  вполне хватит шести дней и в наше время.
Полноценный мост через канал лишь один. Есть ещё поворотный железнодорожный мост, остальные все понтонные. Встречаются и паромные переправы. Вроде, где-то и туннель проходит под каналом.
Сейчас готовят проект по расширению и углублению канала. Инвестиции и проектанты международные, это совместное предприятие египетского правительства, ряда крупнейших судоходных и строительных компаний мира. Точно изменится судопропускаемость, а вот похорошеют ли берега этого сооружения- не знаю. Хотя, для судоходного бизнеса красоты - дело вторичное.
Вот таким предстал Суэцкий канал перед моряком, который уже не один раз бывал здесь. 

Tags: Египет, Суэцкий канал, рутина
Subscribe

  • Румын, египтянин, одессит

    В кои-то веки у меня на борту судна под датским флагом повышенная плотность представителей татарского народа - аж двое. Права, один из них румынский…

  • Морская безопасность. Продолжение

    В продолжение ранее поднятой темы тренировок и учений на борту. Как правило, начиная с пожарной тревоги, далее мы продолжаем отрабатывать и иные…

  • Морская безопасность

    И снова про работу. Меня частенько спрашивают, не боюсь ли ходить в море, работать моряком, ведь можно утонуть, например. Понимаю, что разговор…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments

  • Румын, египтянин, одессит

    В кои-то веки у меня на борту судна под датским флагом повышенная плотность представителей татарского народа - аж двое. Права, один из них румынский…

  • Морская безопасность. Продолжение

    В продолжение ранее поднятой темы тренировок и учений на борту. Как правило, начиная с пожарной тревоги, далее мы продолжаем отрабатывать и иные…

  • Морская безопасность

    И снова про работу. Меня частенько спрашивают, не боюсь ли ходить в море, работать моряком, ведь можно утонуть, например. Понимаю, что разговор…